То смех, то слёзы, или почему дошкольнику важно развивать эмоциональный интеллект
Психологи предпочитают не делить эмоции на плохие или хорошие. По словам специалистов, каждое «чувство» необходимо нам для адекватной оценки происходящего. Но для этого нужно развивать эмоциональный интеллект. Он необходим для формирования таких навыков, как умение работать в команде, креативности, критического мышления и много чего другого полезного и важного.
«Если интеллект – это верхушка айсберга, то его основная часть – богатая, насыщенная эмоциональная жизнь, – рассказывает семейный и детский психолог из «Родительского центра» в Ульяновске Светлана Каргина. – Часто родители уделяют большое внимание только интеллектуальному развитию ребёнка: счёту, чтению и так далее. При этом развитие эмоционального интеллекта упускается: ребёнок 4-5 лет имеет много навыков для мышления, но с любой стрессовой ситуацией не справляется».
По словам специалиста, люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта более чётко выражают свои мысли, убедительны, сохраняют здравомыслие в нестандартных ситуациях и умеют справляться со страхами. Кроме того, они умеют мотивировать себя. В обратном случае, зачастую, люди выбирают позицию жертвы, всегда находят оправдание своему бездействию и неудачам.
«Основная цель взрослого – научить малыша жить в гармонии с собой и принимать в себе весь спектр чувств». – уверена Светлана Каргина.
Для этого родителям рекомендуется проговаривать в присутствии ребёнка свои эмоции: «я радуюсь, когда ты радуешься» или «сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковёр красок».
«Побуждайте ребёнка анализировать своё состояние, спрашивайте: тебе весело или грустно, интересно или скучно? – советует Каргина. – Ответом может быть “да” или “нет”, но за этим стоит большая работа. Ведь малыш прислушался к себе, распознал эмоцию, проанализировал способ её выражения».
Психологические игры на развитие эмоционального интеллекта, которые советует Светлана Каргина:
- Игра с образами животных: предложите сыну или дочке представить какое-либо животное и эмоционально на него отреагировать
- Игра с мячом: бросайте мяч друг другу, подбирая каждый раз разные ситуации – «я радуюсь, когда…»
- Игра с пиктограммами: для нее нужны карточки с эмоциями, которые переворачиваются рисунками вниз: ребенок берёт их и показывает, что изображено без слов, только движениями или эмоциями
- Игра «Волшебный мешочек»: спросите, что за весь день чувствовал дошкольник, что ему понравилось и наоборот.